Во втором классе рассказываю сказку о необыкновенном городе, где никто не видел ни голубого неба, ни желтого солнца, ни красного огня. Но когда в этот город прилетели волшебные птицы – красная, желтая, синяя, то появилось в городе не только синее небо с голубыми облаками, но и красные, фиолетовые, желтые цветы, выросла зеленая трава, засияла радуга… Прилетели только три птицы, а город ожил всем многообразием цвета! Учащиеся выполняют практическое задание «Птица Радуга». Но сказку можно продолжить: «…Вскоре в город пришла осень, и появились золотые, оранжевые, багряные листья…», практическая работа дополняется заданием «Осенний ковер»
По словам исследователя и методиста А.А.Дмитриевой, «стимулирование изобразительной деятельности учащихся литературными отрывками помогает делать им открытия, которые они по собственному побуждению сделать еще не могут».
Но всякая ли сказка, любое ли стихотворение можно использовать для этого? Конечно, нет. Литературу, как и музыку, подбираю я с особой тщательностью. Это должно быть художественно полноценное произведение: образное «цветное».
Хороший пример тому стихотворение С.Черного «Гиена». Впервые, читая его, я была потрясена, насколько живописно оно написано, насколько оно «зримо».
Гиена такая мерзкая:
Морда у нее дерзкая,
Шерсть на загривке торчком,
Спина – сучком,
По бокам (для чего не понятно)
Ржавые пятна,
Живот грязный и лысый,
Пахнет она керосином и крысой…
Ткнется в решетку – хвост у ноги,
Глаза, как у Бабы Яги,
А мне ее жалко…
Разве ей не обидно?
Даже моль, даже галка
Симпатична и миловидна.
Мне объяснила невеста дяди Володина,
Тетя Аглая:
«Почему она злая?
Потому что уродина».
Даже если мои малыши никогда гиену не видели, они прекрасно рисуют то, что возникает в их воображении. Поэзия помогает «вытащить» из детских душ все самое необходимое, что так просто не раскрывается.
С детьми 7-8 лет начинаем более внимательно наблюдать за формой и цветом предметов и явлений. Наблюдаем и фантазируем. Рассматриваем цветы в природе и рисуем волшебный цветок папоротника из сказки Л.Зубаревой-Карсиной. Наблюдаем за деревьями и рисуем «Чудо – дерево». На один из уроков я приношу множество чайников: побольше и поменьше, круглые и длинные, разноцветные. Вместе наблюдаем, какие они все разные, а рисуем необыкновенную ситуацию из стихотворения В.Друка:
Посадили чудо-сад.
Поливали все подряд.
Посмотрели – там и тут
Только чайники растут.
Вот так горе садоводы –
Покорители природы!
Все свалили садоводы
На погоду и на воду!
Чтобы понять, что каждая краска, каждый цвет имеет свой характер, мы пытаемся написать свое настроение красками в беспредметной композиции. В начале урока мы говорим о том, что настроение бывает не просто плохим или хорошим. Вместе с ребятами мы вспоминаем, каким может быть плохое настроение. Иногда человек ворчит, иногда радуется, а порой и просто хмуриться или все время молчит или плачет. Затем мы говорим о том, что и хорошее настроение имеет тоже много оттенков.
Когда у человека плохое настроение, про него могут сказать, что «у него на душе кошки скребут». Когда хорошее – «он сияет как начищенный таз».
Прошу детей, в тайне друг от друга (это их интригует), поэтично, одной – двумя строчками, описать оттенки своего сегодняшнего настроения. Вот, что придумали дети: «Я ощущаю себя деревом, которое пилят», «Я вольный воробей и могу лететь на все четыре стороны»; «Мое настроение, как у хомячка, которого посадили в банку»; «Я как барс, который промахнулся на охоте».
О своих уроках в начальной школе я могу говорить еще долго.
Изобразительное искусство – это способ познания и утверждения человеческих ценностей. Но ведь высшая ценность есть Человек.
Очень хочется, чтобы ребята на школьных уроках (на всех без исключения) учились думать, творить, постигать культуру общения друг с другом, с обществом, с природой и росли бы не ленивыми созерцателями, а добрыми и вдохновенными созидателями.
|