Человек в рисунках ребенка появляется еще в дошкольном возрасте. Только пока он имеет весьма странные формы, чаще всего соответствующие формуле «палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек».
В школьном возрасте рисование ребенка должно быть более осознанным. Наша задача в том, чтобы научить его видя – анализиравать. Давать это надо легко, без нажима, как бы играя. Рисуя маленькие дети обобщают изображение. Те, у кого слабо развито внимание, зрительная память, обобщают до такой степени, что теряется форма, характеристика предмета. В изображении человека рука – мазок, нога – также. Бывает, что руки вообще отсутствуют, дети просто забывают о них; такая же участь часто постигает кисти рук, стопу. Движения умеют передавать только талантливые, одаренные дети, у остальных оно отсутствует. Чаще всего люди стоят, беспомощно опустив руки, расставив ноги. Если в рисунке несколько фигур, то изображаются они совершенно одинаково. Необходимо обратить внимание детей на строение фигуры человека, на пропорции, на то, как в зависимости от настроения человека изменяется характер его движения. В зависимости от общего движения изменяется положение рук, ног, торса.
С чего же начать, чтобы сделать занятие увлекательным? Показываю слайды. Рассказываю ребятам о том, как появились первые наскальные рисунки, первые рисунки-письма, как с помощью схематческого изображения рассказывал человек о событиях своей жизни, о великих походах, об охоте.
Толстыми цветными мелками рисую на доске образец картинного письма индейцев. Рисую и схематическое изображение человека: голова – овал, шея – палочка, торс – палочка значительно длиннее, нога – три палочки, только разной длинны. Руки. В рисунках детей они обычно бывают очень короткими, как бы обрубленными в локте. До какого же места доходят они, если опустить их вдоль тела? Немного выше колен?
Дети следят за рисунком: интересно, как из палочек складывается человек. И совсем весело, когда он бежит, падает. Те же палочки, только направление их иное. Голова откинута назад или наклонена вперед, ноги уже не стоят прямо, они делают шаг, руки согнуты. Обращаю внимание ребят на суставы: локти, колени – опорные пункты передачи движения. Очень важно обратить внимание детей на то, как сгибаются у человека руки и ноги, как сгибается торс. Но вот – взмах губкой, и на доске остается один единственный человек, тот, что стоял смирно. Он и сейчас никуда не убежал, не исчез с поверхности доски, как остальные.
Ребята рисуют его, чтобы запомнить основные пропорции, основные части. Другие рисунки они делают сами уже как хотят, разными красками, без карандаша, прямо кистью. Лист наполняется красными, черными, синими человечками. У одних они более удачны, у других – менее, не беда! Главное – малыши увидели: человек на их рисунках ожил, он может двигаться!
Еще и еще раз хочу, чтобы дети поняли, что движение человека происходит от сгибания суставов. Подзываю кого-нибудь из ребят, показываю, в каком направлении сгибается нога, рука. В одном - можно, в другом – никак нельзя. Ребята смеются, они понимают: нельзя вывернуть руку наоборот – сломается.
Очень полезно для детей выполнить фигуру человека аппликацией. Кстати, изменяется и материал, что содействует сохранению интереса к работе. Объясняю, в чем состоит работа: голова – кусочек бумаги овальной формы, шея – маленький прямоугольник, а торс – большой. Плечи ведь шире головы? На это тоже надо обратить внимание детей. Все делается без ножниц, руками. На глазах у ребят я обрываю кусочек бумаги, придаю ему желаемую форму. Наклеиваю на лист, прикрепленный к доске, или укрепляю магнитом на магнитной доске. И опять, как в схематичном рисунке палочками, человек стоит, шагает, бежит. На своих листах характер движения дети выбирают самостоятельно. Не следует жалеть времени на такую работу: она во многом – залог дальнейших успехов.
После схематичного изображения человека, после краткого знакомства с пропорциями – можно приступать к наброскам с натуры. Чем раньше, тем лучше. Если наброски человека с натуры введены в работу с детьми уже с первого класса, они привыкают к необычайности самого факта постановки натуры. Этот момент в более старших классах уже не вызовет неприятной, мешающей работе, реакции. Дети ближе знакомятся с основными пропорциями человеческого тела. Постепенно совершенствуют свое умение, спокойно и равномерно набирают багаж знаний.
Перед набросками человека с натуры я показываю слайды жанровых картин. Для того, чтобы делать такие работы, надо очень хорошо рисовать человека, а этому нужно учиться. Ребята это уже понимают. И вообще – очень интересно, когда веселый черноглазый Максимка в синем, хорошо облегающим фигуру костюмчике забирается на стол, придвинутый к доске. Максим сияет, а моя аудитория взрывается смехом: «Где это видано – мальчик во время урока стоит на столе?» Ничего, пусть посмеются лучше сейчас, чем потом, когда станут большими, когда смех их будет звучать по - иному, быть может, насмешливо – оскорбительно для маленького натурщика.
Опять напоминаю о пропорциях; без этого нельзя, иначе у части ребят на рисунке голова будет всего в два раза меньше всей фигуры. Мы рисуем сразу красками, кистью, без предварительного рисунка карандашом. Это очень важно. Во – первых, рисуя кистью, дети обобщают, что как раз и требуется на данном этапе работы. Во – вторых, работают смелее, быстрее. Берут массу, а не контур. Обязательно и неоднократно напоминаю о композиции. Вначале ребята могут сделать один набросок на листе бумаги. Затем два и даже три. Прежде чем начать рисовать, ребенок должен знать, сколько набросков ему надо расположить на листе. Приходится напоминать и о том, что времени для наброска дается мало, надо успеть нарисовать всю фигуру, не обращая пока внимание на черты лица, детали одежды. Некоторые дети успевают, другие – нет. Последние, как правило, менее собранные или нерешительные. Их надо подбодрить. Главное, чтобы они не теряли надежды, чтобы у них не пропало желание работать.
В композиционных работах маленьких детей люди почти всегда стоят лицом к зрителю. Важно, чтобы они научились изображать человека и сзади и сбоку. Помню как однажды поставила я мальчика позировать спиной к детям. Это было в пятом классе, где с детьми до сих пор не занимался специалист. Мгновенно раздались возгласы: «Почему спиной?!». «Повернись лицом!». Мы рисуем идущего человека. Позирующий мальчик или девочка просто несколько раз проходит в доль класса. Туда – обратно, туда – обратно. Останавливается в позе идущего человака, потом опять идет. А ребята смотрят, рисуют. Так развивается наблюдательность, зрительная память. Приобретаются навыки быстро схватывать движение. Дети рисуют сидящего человека – в анфас, спиной, боком. Это важно, ведь часто наши юные художники не умеют «посадить» человека.
Мы будем делать наброски человека с натуры и в третьем и в четвертом классе. Во всех, где есть предмет «Изобразительное искусство». Только постепенно будут меняться задачи и техника работы. Уже в третьем - четвертом классах можно ставить натурщика в более сложной позе. Кстати, если поза интересна, выражает определенное настроение, имеет определенное содержание, у детей появляются более сильные эмоции, они охотнее работают, отсюда – лучшее качество рисунка.
С четвертых классов обязательно надо вводить работу над эскизом. На одну тему – 3-4 эскиза за урок на одном листе бумаги. Причем эскизы различного формата. Углубляется работа с цветом. Интересно и нужно уже в четвертом классе предложить детям сделать эскиз в цвете (распределение цвета, цветовой акцент), без карандаша. В более старших классах ребята будут выполнять эту работу акварелью, а пока цветные фломастеры облегчают задачу.
Уроки изобразительного искусства в пятом классе – новая ступень. Инфантильность маленьких детей сменяется критичностью подростка. Здесь, безусловно следует усилить работу с натуры. Наброски всей фигуры в разнообразных, живых движениях, портрет. Уже с четвертого класса ребятам можно предложить иметь блокнот для набросков. Тогда в пятом это войдет в привычку. Это как игра: успей зарисовать человека, не знающего, что ты его рисуешь. Успей, пока он не изменил позу, не ушел. Многих ли ты успел поймать на прицел карандаша.?
В пятом классе, если дети подготовлены, очень интересно предложить им сделать наброски по представлению. Наброски, передающие характер человека. Достаточно сделать 1-2 наброска с натуры или хотя бы просто показать острую характерную позу, как дети потом сами, без натурщика заполнят лист изображениями людей в самых разнообразных позах, людей разного характера. Попутно я показываю рисунки Федотова, Бидструпа, японского художника Хокусая. Занятия проходят живо, с огромным эмоциональным подемом.
Дети изображают человека во многих своих работах. И везде он должен быть полон жизнии и настроения. Выражать задуманное. Человек. Какой он? Веселый или грусный, добрый или злой, сильный или слабый? Изображая человека, ребенок должен «пронести» свое отношение к нему, свое чувство. Научиться ему сопереживать. Прежде всего ребенок должен знать четко, кого он изображает. Добрую девицу-красавицу или злую бабу-ягу, Кощея или богатыря. Его кистью должны руководить чувство и сознание. Детям следует помогать, направляя их внимание, мышление. Делать это надо очень осторожно, не внося в их работу штампов. Я прошу ребят назвать добрых персонажей сказок. Мгновение задумчивости, - и вот уже поднялись в нетерпении руки. Так и надо: не педагог, а сами дети пуст вспомнят сказки, пусть в их душах возникнут образы. Всегда, при любом случае поднимать инициативу ребенка, будить его воображение. Слишком часто учитель дает готовую пережеванную пищу уму ребенка, нанося тем самым непоправимый вред.
Мы говорим о сказках. Что может быть ближе, интереснее детям? Мы говорим о Василисе Премудрой, доброй Аленушке, о сильном, могучем богатыре… Мы говорим о нежности, преданности, самоотверженности и добре. Как важно именно здесь поговорить с детьми о значении цвета, провести паралель с музыкой и литературой. Писатель имеет в своем арсенале огромное количество слов. Таких разных! Ласковых и нежных, грусных, резких, тяжелых слов. Выше культура – больше запас слов – разнообразнее, интереснее произведение. Художник располагает красками, оттенками цветов, из них он составляет образы, цельные художественные произведения. Пользуясь этими средствами художника, мы постараемся передать свое представление о том, что изображаем.
Я убедилась, не стоит путать на одном уроке понятия добра и зла. Чаще всего детям хочется изображать добро. Итак, мы рисуем Добро! Светлые нежные тона, мягкость и плавность линии в изображении женского образа. Чистые, яркие цвета, четкость и красота линии – в мужском образе. На следующем уроке, когда они будут рисовать Зло, им опять пригодится понятие и значение цвета и линии – колючесть, жесткость, темные мрачные тона.
Чудесно откликаются дети на музыку. К сожалению, один урок в неделю не дает больших возможностей для того, чтобы соотносить эти два вида искусства, но хоты бы изредко делать это необходимо. На одном из уроков я дала детям прослушать «Тачанку». Это заняло всего 5 минут, но какой эффект! Ребятам не сиделось на месте, им надо было скорее, скорее ринуться в бой, передать динамику скачущих всадников, развивающихся алых знамен…
С каждым годом углубляется разговор о духовной красоте человека. О мудрости старости, о любви и нежности материнства, о горести утраты близких людей. Человек встает перед детьми во весь рост, со всем богатством высоких чувств. И опять решают они задачи композиции и колорита, но главное – предельной выразительности. Ведь в сущности все эти темы очень близки детям: ласка терпеливой мамы, доброта, а порой безпомощность дедушки, забота о могилах павших воинов или близких родственников. Велика и ответственна здесь роль педагога. Надо так преподнести эти темы детям, чтобы пробудилась в их сердечках ответная нежность и сочувствие. Формализм здесь особенно убийственен.
В старших классах - свои задачи. Здесь все больше усиливается психологический момент. Ребятам самим предоставляется возможность дать эмоциональную окраску сюжета, изобразить соответствующую среду. Нарисовать острую, выразительную новеллу. Я убедилась, как это невероятно важно – выбор сюжета самими детьми. Умение затронуть серьезные вопросы, умение передать свою мысль. Все должно пройти через сознание и сердце. В 7-8 классах интересны задания «Человек и интерьер», «Человек и улица». Здесь все: характеристика действующих лиц, их взаимосвязь, окружающая среда, рисующая и подчеркивающая сюжет. В данном случае большое значение также имеют наброски с натуры человека, интерьера, улицы.
Я затронула только некоторые вопросы. Тема изображения человека так велика, интересна и разнообразна! Имея главное направление – воспитание души ребенка, его наблюдательности, способности самостоятельно мыслить, каждый педагог найдет свои пути. Все они будут нужны и интересны как детям, так и ему самому.
|